Ноотропы для детей

Слышали когда-нибудь о таблетках, которые помогают в учебе, улучшают когнитивные функции и скорость реакции? Все эти свойства приписывают ноотропным препаратам. В этой статье разберем, с помощью каких механизмов действуют эти средства. Какие ноотропы необходимы детям для развития речи и есть ли природная альтернатива? Что может быть фундаментом и залогом физического и психического развития детей?

Содержание:

  1. Какие нейромедиаторы выделяются в головном мозге.
  2. Что такое ноотропы.
  3. Механизмы действия ноотропных препаратов.
  4. Список лучших ноотропов для мозга детям.
  5. Природная альтернатива ноотропов детям для улучшения внимания и памяти.
  6. Полноценное питание и сон для развития головного мозга.

В последнее время увеличивается число неврологических расстройств у детей разного возраста. У детей младшего возраста стали чаще встречаться случаи задержки речи. А проблемы обучения, снижение памяти, внимания и успеваемости отмечаются у каждого второго ребенка, особенно в подростковом возрасте.

Чем обусловлен такой рост — ухудшением экологической обстановки, снижением качества продуктов питания, доступностью фастфуда и простых углеводов? А может быть, дефицитом витаминов и минералов в питании? Или наибольшее значение имеет появление гаджетов и разных игр?

Все это имеет значение, но родителей чаще интересует вопрос, как справиться с этим состоянием. Поэтому начинается поиск «волшебной таблетки». Большие надежды возлагаются на ноотропные препараты для детей.

Ноотропы для детей для развития речи

Источник изображения freepik.com

Какие нейромедиаторы выделяются в головном мозге

В головном мозге в нервных клетках есть два варианта медиаторов: возбуждающие и тормозящие. Ноотропные средства могут влиять на разные звенья и в итоге способствовать возбуждению или торможению в нервной системе.

Возбуждающие нейромедиаторы:

1. Глутамат (глутаминовая кислота) — аминокислота, которая в большом количестве поступает с продуктами питания и в головном мозге отвечает за мышление и запоминание информации. В большом количестве содержится в следующих продуктах:

  • сыр пармезан;
  • горох;
  • кукуруза;
  • помидоры;
  • магазинные снеки;
  • колбасы;
  • сосиски и т. д.

2. Ацетилхолин отвечает за наблюдательность человека, образование новых нейронных связей между клетками, играет ключевую роль в восприятии внешних стимулов (тактильных, звуковых, вкусовых). Это основное вещество в парасимпатической нервной системе:

  • замедляет частоту сердечных сокращений;
  • расширяет периферические сосуды и снижает артериальное давление;
  • усиливает перистальтику желудка и кишечника;
  • сокращает гладкую мускулатуру бронхов, матки, желчного и мочевого пузыря;
  • усиливает секрецию потовых, слюнных, пищеварительных, бронхиальных желез.

3. Норадреналин — главный медиатор бодрствования. Подавляет чувство страха, отвечает за память и обеспечивает ясность мышления.

Тормозящие нейромедиаторы:

1. Гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) — главный нейромедиатор спокойствия. Оказывает противоположный глутамату эффект. Для превращения глутамата в ГАМК нужен витамин В6, который содержится в следующих продуктах:

  • фисташки;
  • тунец;
  • говядина;
  • курица;
  • индейка;
  • чеснок;
  • шпинат;
  • маточное молочко.

2. Глицин — аминокислота, обладающая мягким антидепрессивным эффектом, помогает снимать психоэмоциональное напряжение.

3. Серотонин — гормон счастья, также стимулирует познавательную активность, отвечает за хорошее настроение, отвечает за пищевое поведение и нормальный сон. Только 10% выделяется в головном мозге, остальные 90% продуцируются в кишечнике. Узнайте, как поддержать выработку серотонина микрофлорой, на бесплатном интенсиве от МИИН! Регистрируйтесь и получите гайд по самодиагностике в подарок.

4. Дофамин синтезируется из аминокислоты тирозин. Отвечает за чувство удовлетворения, мотивацию, целеполагание. Ослабляет действие ацетилхолина.

Ноотропы для детей для развития

Источник изображения freepik.com

Что такое ноотропы

Ноотропы — это группа препаратов разной химической структуры, которые способны улучшать функции головного мозга, такие как память, внимание, скорость мыслительных процессов у детей и взрослых. Показания к назначению препаратов в детском возрасте из этой группы:

  • различные отставания в психическом и речевом развитии;
  • снижение памяти, умственной работоспособности при органическом поражении структур головного мозга (травмы, нейроинфекции и так далее);
  • умственная отсталость;
  • в качестве профилактики у новорожденных из группы высокого риска (снижение поступления кислорода во время беременности и в родах, при тяжелой степени плацентарной недостаточности, преждевременных родах, инфекционных заболеваниях матери, особенно внутриутробные инфекции);
  • коррекция последствий поражения мозга, полученных во время родов;
  • детский церебральный паралич — это комплекс двигательных нарушений из-за органического поражения мозга плода в период беременности матери, родов или в первые два года жизни ребенка;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • кома, развившаяся в результате травмы, отравления или нарушения кровоснабжения (инсульта);
  • нарушения сна, бессонница, кошмарные сновидения;
  • головокружения, шум в ушах, снижение концентрации внимания, памяти и работоспособности;
  • чрезмерные нагрузки во время экзаменов или соревнований, которые приводят к истощению нервной системы;
  • снижение успеваемости, трудности с запоминанием информации;
  • при комплексной терапии эпилепсии (для снижения риска поражения головного мозга во время очередного приступа).

Механизмы действия ноотропных препаратов

Основная «точка приложения» ноотропов — нервная клетка, нейрон. Головной мозг может прожить без кислорода не более 3 минут, после этого начинаются необратимые последствия.
Поэтому все механизмы действия ноотропов направлены на улучшение работы нервных клеток и защиту головного мозга от последствий нехватки кислорода:

  1. улучшают энергетическое состояние нейронов (усиливают синтез АТФ — основной единицы энергии в организме — за счет увеличения активности фермента аденилатциклазы);
  2. защищают головной мозг от последствий кислородного голодания и связывают свободные радикалы;
  3. активизируют пластические процессы в головном мозге за счет усиления синтеза РНК и белка;
  4. усиливают процессы передачи нервного импульса между синапсами соседних нервных клеток;
  5. улучшают проникновение и утилизацию глюкозы в нервной клетке;
  6. воздействуют на процессы синтеза и выброса разных медиаторов в головном мозге, вызывая торможение или, наоборот, возбуждение в зависимости от препарата;
  7. увеличивают синтез циклической АМФ, что приводит к высвобождению серотонина (гормона счастья) из нейронов;
  8. способствуют выработке энергии (АТФ) без участия кислорода, в результате чего организм становится способным поддерживать жизнедеятельность в условиях гипоксии;
  9. усиливают кровообращение в капиллярах головного мозга.

Лушчие ноотропы для детей для развития

Источник изображения freepik.com

Список лучших ноотропов для мозга детям

Существует довольно большое количество препаратов из группы ноотропов. Наиболее распространенные, которые могут применяться для детей по назначению специалиста по детскому здоровью (врача-педиатра в паре с детским нутрициологом), указаны в списке ноотропных препаратов для детей ниже:

— пирацетам — «родоначальник» группы ноотропов, применяется для детей и взрослых. В 1972 году была описана его возможность влиять на память. По своей структуре напоминает гамма-аминомасляную кислоту. Чаще всего используется при умственной отсталости, повышенной рассеянности, сниженной концентрации внимания при учебе, а также для новорожденных из группы повышенного риска по гипоксии головного мозга.

Основными побочными эффектами можно назвать:

  • повышенную возбудимость,
  • нарушения сна, чаще всего бессонницу,
  • раздражительность,
  • учащение эпилептических приступов за счет снижения порога чувствительности;

— пантогам — ноотропное средство для детей, которое легко проникает через гематоэнцефалический барьер и действует на ГАМК-рецепторы. Снижает чувствительность головного мозга к недостаточному поступлению кислорода, оказывает стимулирующее действие на процессы синтеза в нейронах, снижает возбудимость моторных нейронов, а также улучшает приток крови к головному мозгу. Не оказывает возбуждающего действия и может применяться для детей с эпилепсией.

Основными побочными эффектами можно назвать:

  • чувство жара,
  • нарушение сна в виде бессонницы,
  • колебания артериального давления в начале приема препарата;

— аминалон (гамма-аминомасляная кислота) — плохо проникает через гематоэнцефалический барьер. Способствует улучшению памяти, речи, снижает нервное напряжение. Чаще всего применяется для детей с умственной отсталостью с угнетением психической активности. Уступает по своим эффектам пирацетаму, но не обладает выраженным возбуждающим действием.

Основные побочные эффекты:

  • тошнота, рвота,
  • повышение температуры тела,
  • нарушение сна;

— глицин — оказывает тормозящее действие, обладает антидепрессивным эффектом. Способствует нормализации процессов возбуждения и торможения в нервной системе, снижает чувство раздражительности, нормализует сон. Побочные эффекты наблюдаются редко;

— фенибут — ноотропное средство для детей, которое снижает чувство тревожности и напряжения, а также обладает противосудорожной активностью. Чаще всего назначается детям с повышенной возбудимостью. Часто развивается синдром отмены в виде резкого ухудшения при отмене препарата.

Основные побочные эффекты:

  • головные боли,
  • повышенная сонливость,
  • аллергические реакции;

— энцефабол (действующее вещество этого средства — удвоенная молекула витамина В6 через дисульфидный мостик, который лишен витаминной активности) — активизирует процессы мышления, стимулирует когнитивные способности и концентрацию внимания, обладает легким седативным эффектом.

Основные побочные эффекты:

  • головокружения,
  • нарушение сна (применяется только в первой половине дня),
  • тошнота (очень редко);

— кортексин — порошок, изготавливаемый из головного мозга крупного рогатого скота, обладает способностью к увеличению активности нервных клеток и улучшению передачи информации. Способствует восстановлению нервных клеток после повреждения, влияет на уровень серотонина и дофамина;

— церепро — способствует выбросу ацетилхолина из нервных окончаний, в результате чего улучшается память, запоминание новой информации.

Все ноотропы для детей назначаются врачом после консультации и получения результатов обследования. Терапевтическая эффективность препаратов из этой группы наступает не сразу, а не ранее чем через 3 недели непрерывного приема. Поэтому препараты для улучшения памяти и препараты для детей с целью развития речи должны назначаться по медицинским показаниям.

Альтернатива ноотропов

Источник изображения freepik.com

Природная альтернатива ноотропов детям для улучшения внимания и памяти

Назначение ноотропных препаратов при снижении успеваемости у школьников, задержке речи у детей раннего возраста, в качестве поддержки организма в период чрезмерных умственных и физических нагрузок (экзамены, соревнования и так далее) не всегда является оправданным. В таких случаях можно начать с других природных вариантов, однако у них есть возрастные ограничения:

  • женьшень помогает быстрее справляться с задачами, но эффект снижается с течением времени. В виде настойки разрешен детям с 12 лет, в виде порошка может применяться в более раннем возрасте. Принимать необходимо в первой половине дня;
  • родиола розовая (второе название — золотой корень) также применяется с 12 лет для стимуляции умственного процесса и улучшения памяти. Это растение помогает организму справляться с последствиями стресса и устранять симптомы депрессии;
  • L-теанин содержится в черном и зеленом чае. Это вещество помогает снять чрезмерную напряженность без эффекта сонливости, улучшает качество сна;
  • ежовик гребенчатый (львиная грива) — гриб, похожий на седую бороду. Поднимает настроение, защищает от невроза, повышает скорость реакции. Компоненты гриба способствуют восстановлению нервной ткани. Можно применять для детей старше 5 лет;
  • ашваганда — корень растения из Индии. Имеет второе название «зимняя вишня» и известна в восточной медицине как вещество, препятствующее стрессу. Помогает избавиться от хронической усталости, обладает расслабляющим действием, предотвращает истощение нервной системы. Детские дозировки рассчитываются в зависимости от возраста. Для детей с 2–5 лет дозировка — четверть взрослой дозы, с 5–16 лет — половина дозировки, с 16 лет — взрослая дозировка;
  • готу кола, или центелла азиатская, стимулирует выброс ацетилхолина из нервных окончаний. Улучшает память и интеллект благодаря стимуляции образования новых нейронных связей. Действует расслабляюще при приеме во второй половине дня, снижает интенсивность головных болей. Основное показание для приема у детей — слабоумие;
  • гинкго билоба — экстракт листьев одноименного дерева, которое растет в Китае. Усиливает мозговое кровоснабжение благодаря разжижению крови, улучшает память, концентрацию внимания и запоминание новой информации. Разрешен с 18 лет;
  • витамины группы В. Дефицит витамина В1 (тиамина) приводит к разрушению миелиновой оболочки, снижению скорости проведения нервного возбуждения. Дефицит витамина В6 (пиридоксина) приводит к нарушению работы нейромедиаторов, таких как дофамин, серотонин и ГАМК, снижается срок жизни нервных волокон и устойчивость к стрессовым ситуациям. Дефицит витамина В12 (цианокобаламина) вызывает нарушение метаболизма жирных кислот, разрушение миелиновых оболочек и накопление метилмалоновой кислоты, которая поддерживает нейровоспаление. Поэтому витамины группы В очень важны для поддержания здоровья нервной системы и когнитивных функций. Можно принимать в комплексе;
  • лецитин может применяться для детей с 1 года. Есть несколько источников лецитина — яичный желток, семена подсолнечника и соя. Меньше всего аллергических реакций бывает на подсолнечный лецитин, поэтому это лучший вариант для малышей. Это вещество необходимо для образования фосфолипидного слоя вокруг нервных волокон. Выпускается в виде порошка, который можно добавлять в кашу или любую крупу;
  • омега-3 жирные кислоты необходимы для формирования нервных клеток. Если ребенок не ест рыбу 2–3 раза в неделю, необходимо давать дополнительный источник этих полезных жиров.

Полноценное питание и сон для развития головного мозга

Источник изображения freepik.com

Полноценное питание и сон для развития головного мозга

Фундамент здоровья детей, как физического, так и психического, — полноценный рацион. Неужели успеваемость в школе зависит от питания? Конечно, если удовлетворены все потребности организма в необходимых макро-, микроэлементах и витаминах, развитие происходит правильно и без всяких задержек.

1. В рацион необходимо включать нутритивно плотные продукты, которые будут удовлетворять основные потребности организма.
Топ-10 таких продуктов:

  • морские водоросли;
  • говяжья и куриная печень;
  • кейл, брокколи, цветная капуста;
  • ягоды (черника, малина, брусника);
  • спаржа, морковь, свекла;
  • дикий лосось и сардины;
  • шпинат, рукола, кресс-салат;
  • кочанная капуста;
  • красный перец;
  • костный бульон.

2. Включать в рацион детей полезные жиры, особенно из группы омега-3 (сельдь, скумбрия, лосось, семга, горбуша, радужная форель, треска, рыбий жир, масло криля, льняное и конопляное масла).

3. Исключить из рациона трансжиры (промышленная выпечка, соусы, попкорн, крекеры, чипсы, полуфабрикаты, картофель фри, наггетсы и другой фастфуд). Именно трансжиры способны встраиваться в стенку нервной клетки, вызывать нарушение ее деятельности и симптомы воспаления.

4. Включать в рацион белковые продукты из разных источников, животные и растительные, способствовать их усвоению (не смешивать несколько источников в одном приеме пищи, мариновать во фруктовых кислотах мясо и т. д.).

5. Минимизировать количество быстрых углеводов и сахаров, поскольку повышенный уровень глюкозы в крови нарушает работу всех клеток, в том числе и нервных.

6. Включать в рацион сложные углеводы для обеспечения нейронов необходимым уровнем энергии без резких скачков энергии.

7. Использовать разнообразные источники клетчатки и соблюдать «правило радуги» на тарелке. В течение дня необходимо включать в рацион овощи, фрукты и ягоды разных цветов:

  • красный (помидоры, красный болгарский перец, арбуз, клубника, вишня, брусника, клюква, малина, красная смородина, яблоки, грейпфрут, гранат, кизил);
  • оранжевый (апельсины, мандарины, морковь, тыква, оранжевый болгарский перец, папайя, манго, персики, нектарины, батат, оранжевая дыня, абрикос, курага);
  • желтый (лимон, бананы, ананас, желтый болгарский перец, желтые помидоры, желтая слива, дыня, кукуруза, куркума);
  • зеленый (шпинат, лук латук, брокколи, кабачки, авокадо, лайм, брюссельская капуста, спаржа, стручковая фасоль, зеленый горошек, зеленый виноград, киви, зеленые яблоки, бок-чой, кейл, огурец, укроп);
  • фиолетовый (баклажан, голубика, черника, виноград, инжир, красный лук, фиолетовая цветная капуста, редис, свекла, слива, жимолость, ежевика);
  • белый (редька, цветная капуста, груша, бананы, белые грибы, кокос, лук, чеснок, яблоки, дайкон, брюква, патиссон).

8. Ребенок должен ложиться спать до 22:00, чтобы организм отдыхал и восстанавливался. Во время ночного сна происходит активная работа головного мозга по обработке всей информации, полученной за день. Гормоны, которые выделяются ночью (мелатонин, соматотропин), способствуют очищению и восстановлению работы всего организма.

9. Физическая активность в течение дня — обязательный пункт хорошей работы мозга и нервной системы.

Перечень этих несложных принципов поможет улучшить работу головного мозга без серьезных вмешательств и приема лекарственных средств.

Содержание:

  • https://www.bsmu.by/downloads/universitet/nauka/2021/doklady/7-farm/6-maksimenia.pdf
  • https://medgz.ru/stati/article_post/nootropy
  • https://cyberleninka.ru/article/n/nootropy-i-neyroprotektory-v-sovremennoy-klinicheskoy-neyrofarmakologii
  • https://www.rmj.ru/articles/nevrologiya/Sovremennyy_vzglyad_na_nootropnuyu_terapiyu/
  • https://atlas.ru/blog/chto-takoie-nootropy-i-pomoghut-li-oni-stat-umnieie/

Читайте также