Содержание
- Современная ситуация.
- Физическая нагрузка как основа здоровья.
- Важность физической нагрузки для детей.
- Как подготовить ребенка к нагрузкам.
- Физические нагрузки до 5 лет.
- Фитнес для детей 5–7 лет.
- Последствия нехватки физической активности.
- Фитнес для детей 7–12 лет.
- Фитнес для детей 13–17 лет.
- Пищевые добавки для детей.
- Итоги и выводы.
Фитнес для детей — основа здоровья и правильного развития. Многие не догадываются, насколько важную роль играет фитнес, спорт и физические нагрузки. Сегодня мы выясним, какое место фитнес должен занимать в жизни ребенка и как не ошибиться с выбором нагрузки.
Современная ситуация
Детский организм — хрупкая и сложная система. В нем происходит множество уникальных процессов, отличающихся от процессов в организме взрослого человека.
Например, синтез новых тканей у детей происходит в десятки раз быстрее. Активная работа гормонов, ферментов, аминокислот, клеток, транспортеров формирует огромный механизм создания здоровой системы организма.
К сожалению, гаджеты, плотный учебный график и смена интересов снижают уровень физической активности современного ребенка. Если в 2010 году, согласно исследованиям Министерства здравоохранения и кафедры физического воспитания РЭУ Москвы, 15% девочек и 23% мальчиков в нашей стране занимались физической культурой в соответствии с современными рекомендациями сайта ВОЗ, то в 2022 году этот показатель снизился до 8% у девочек и 10% у мальчиков.
Кроме того, физическая активность зависит от возраста и жизненного этапа. Например, у школьников она снижается в 3 раза по сравнению с дошкольниками, при этом в 7 раз увеличивается количество нарушений зрения и осанки, в 5 раз — количество нарушений психического здоровья, а число детей с заболеваниями органов пищеварения растет с каждым годом в среднем на 5-6%. И это только официальные данные!
Физическая нагрузка как основа здоровья
Чем же важны физические нагрузки? Немного истории.
Много веков назад у человека было два основных занятия: собирательство и охота.
Судя по исследованиям нижних конечностей, костей стоп, голеней и тазобедренных костей наших предков, древний охотник в среднем делал 35–40 тысяч шагов в день, часть из которых он пробегал. Охота на зверя и вес добычи, которую нужно было нести, тоже требовали немалых энергетических затрат.
Человек, занимающийся собирательством, проходил ежедневно примерно столько же, 30–35 тысяч шагов, а еще забирался на деревья за плодами и тоже нес их.
Ученые подсчитали, что ежедневная физическая нагрузка нашего далекого предка в 12-13 раз, или на 1200–1400%, превышала физическую нагрузку современного человека.
Важность физической нагрузки для детей
Дети гораздо активнее взрослых. И эту энергию нужно уметь распределять.
Самые важные задачи детского организма на этапе взросления, для которых важна физическая нагрузка:
- создание надежного мышечного корсета для поддержки опорно-двигательного аппарата, защиты внутренних органов;
- развитие суставно-связочного аппарата:
прочность сухожилий, которые крепят мышцы к костям,
баланс эластичности и прочности связок, которые регулируют ход конечностей в пространстве и в суставной сумке,
подвижность, прочность и потенциал растяжения мышечной фасции — соединительной ткани, которая обеспечивает защиту мышечных волокон, целостность мышечных групп, а также их взаимодействие; - формирование осанки, к которой в том числе относятся изгибы всех отделов позвоночника и постановка ключичного и плечевого пояса, походка, постановка стоп, наклон таза;
- формирование гормональной системы — баланс и работа гормонов щитовидной железы, функциональность и развитие репродуктивной системы, их здоровое и полноценное функционирование в будущем, работа желез внутренней и внешней секреции;
- развитие нейронных связей, улучшение мыслительных процессов благодаря хорошему поступлению кислорода в ткани головного мозга;
- развитие иммунитета, улучшение клеточного дыхания и потребления глюкозы клетками для питания тканей. Устойчивость к болезням, травмам и стрессам.
Как подготовить ребенка к нагрузкам
Мотивация — первый пункт в нашем списке.
Детский фитнес начинается именно с мотивации. Очень часто любовь к спорту и физической активности — это семейная черта. Если взрослые ведут пассивный образ жизни, много времени проводят за компьютером, телевизором и с телефоном в руках, ребенку будет сложнее войти в мир спорта.
У многих спортсменов похожие истории из детства: «Однажды родители привели меня на футбольный матч / художественную гимнастику / соревнование по легкой атлетике, и я понял, что именно этим хочу заниматься!»
Второй важный пункт — режим питания.
ПолноЦЕННОЕ питание тоже закладывается в семье. Ребенок должен получать все необходимые витамины и минералы. Не стесняйтесь обращаться к детским нутрициологам, чтобы понимать, какой рацион подойдет вашему малышу. Как красивый и крепкий дом строится из качественных материалов, так и организм ребенка должен расти и развиваться с помощью качественных продуктов питания.
Любая физическая нагрузка подразумевает расход энергии, поэтому детский фитнес должен сопровождаться рациональным и сбалансированным питанием. Важно сформировать у ребенка полезные привычки и правильное пищевое поведение — в этом случае можно подключать физические нагрузки.
На курсе детской нутрициологии мы рассказываем обо всех нюансах детского здоровья. Как составить полезную, яркую и вкусную детскую тарелку?
Скачайте сборник рецептов для детского питания, составленный практикующими нутрициологами МИИН.
Третьим пунктом идет питьевой режим.
Вода участвует в формировании пищеварительных соков, обеспечивает нормальную перистальтику кишечника, поддерживая здоровье ЖКТ. Норма потребления воды для детей до 1 года массой 3–10 кг — 100–165 мл на 1 кг веса, для детей от 1 до 10 лет — 60–80 мл на 1 кг веса, старше 10 лет — 30–40 мл воды на 1 кг веса.
При этом чистой воды должно быть не менее 70% от общего объема, остальные 30% можно получать из напитков или жидких блюд. Особенно важна «утренняя вода» — после пробуждения и до завтрака.
Следующий важный пункт — режим дня.
Важно проработать процессы восстановления организма до введения физической нагрузки. Отбой — не позже 22:00. Для оценки качества сна команда детских нутрициологов МИИН разработала специальный дневник:
За сколько часов до ночного сна ребенок ужинает? | за 2-3 часа |
Присутствуют ли в ужине возбуждающие напитки (черный чай, кофе) и продукты, поднимающие уровень кортизола (простые углеводы, фрукты, молочные продукты)? | не должны |
Время отхода к ночному сну | не позже 22:00 |
Пробуждения: сколько раз ребенок просыпается и приходится ли укладывать его повторно? | не более 1-2 раз |
Время пробуждения после ночного сна | 15–20 минут |
Через какое время после пробуждения ребенок завтракает? | после пробуждения должен быть аппетит |
График дневных снов — кол-во | 1 |
График дневных снов — заснул/проснулся | отход ко сну в 12:30–13:00, длительность — 1-2 часа |
Когда используются гаджеты и активные игры? | не позже 18:00. |
В каком настроении ребенок просыпается? | должно быть бодрое, активное |
Соблюдение режима сна и бодрствования, баланс активного и пассивного отдыха, обеспечение психоэмоционального и физического восстановления — основные условия для полноценной физической активности детей.
Важный критерий наряду с количеством сна — его качество. Чрезмерно чуткий, неспокойный сон, частые пробуждения и тяжелый подъем — распространенные явления, которые нужно отрегулировать, прежде чем отправлять ребенка в спортивную секцию. Плотно закрывайте шторы, не используйте ночники, проветривайте помещение (идеальная температура — 20–22 ºС), выключайте гаджеты за 2 часа до сна, сводите к минимуму уровень шума в ночное время. Настройте ребенка на сон — почитайте ему книгу, обсудите приятные события дня. Все тренировки, умственные нагрузки — не позднее 18:00.
Очень важна качественная спортивная экипировка. Одежда должна быть не только красивой, но и технологичной, удобной, подходить для конкретной нагрузки. Например, сандалии удобны, но бегать и прыгать в них травмоопасно. Чтобы выбрать экипировку, посоветуйтесь с тренером.
Физические нагрузки до 5 лет
Чтобы понять, когда ребенку можно начинать заниматься спортом и какие нагрузки для него подходят, поделим возрастную шкалу на этапы.
Гормональная и мышечная системы начинают активно работать под воздействием нагрузок, как только малыши начинают ходить. Нервно-мышечная связь при этом многократно усиливается, вестибулярный аппарат начинает работать более активно, мозжечок дает большое количество импульсов телу. Все эти процессы направлены на обеспечение равновесия и функции движения ребенка. Однако вводить физнагрузки следует не ранее трех лет.
В этом возрасте в мышечной ткани происходит увеличение числа энергетических «заводиков» — митохондрий. Они отвечают за производство необходимого количества энергии.
Как только ребенок начинает ходить, можно и нужно давать ему нагрузку, которая должна быть направлена на развитие моторики, владения собственным телом и игровой выносливости.
До 5 лет у ребенка развивается так называемая постплодовая система стабилизации. Перед рождением малыш находится в жидкой среде. Именно в ней происходит наилучшая адаптация к нагрузкам — сопротивление в жидкой среде больше, чем в газовой. То есть в воде сопротивление гораздо выше, чем на воздухе, поэтому в воде ребенок получает отличную нагрузку, к которой он максимально адаптирован. Оптимальны активные игры и выполнение упражнений в бассейне 3-4 часа в неделю.
Важно развивать в ребенке и все двигательные процессы. Частые прогулки на свежем воздухе, активные игры — это как раз те виды нагрузки, которые требуют большого количества движения и энергии.
Кроме того, необходимо на должном уровне проработать ловкость. Любое действие или маневр тела происходит за счет передачи команды от мозга к мышцам. Важно, чтобы этот сигнал был максимально быстрым и отклик на него был таким же. Развития этой сигнальной передачи можно добиться с помощью спортивных игр, желательно командных, чтобы прививать ребенку социально-спортивные навыки.
Фитнес для детей 5–7 лет
С дошкольного и раннего школьного возраста нагрузка должна становиться серьезнее. В это время важно подключить легкие ежедневные упражнения. Поделить их можно на два типа — это разминка и общая физическая подготовка (ОФП):
- разминка — простые функциональные упражнения, которые можно делать в качестве зарядки, при этом должны работать все суставы тела. Основная цель — увеличение мобильности суставно-связочного аппарата. Это позволит в дальнейшем избежать проблем с суставами, минимизировать негативное воздействие на опорно-двигательный аппарат;
- цель ОФП — создание мышечного двигательного стереотипа. Это двигательный навык, развитие которого позволит избежать неуклюжести, недостаточной ловкости и мышечной дистрофии, существенно улучшит координацию и физическую выносливость. Именно эта часть детского фитнеса направлена на построение физической базы.
Последствия нехватки физической активности
Дети много лазают по различным лестницам во дворах, по деревьям, качелям и так далее. Важно, чтобы хватательные мышцы рук, предплечья и кисти были достаточно развиты для того, чтобы уменьшить риск различных травм во время игр.
В это время активно формируется осанка и весь скелет в целом. К нарушениям развития позвоночника ребенка можно отнести следующие:
- сколиоз — искривление позвоночника, может быть врожденное (в 5-6%), приобретенное (в 70%) и посттравматическое (в 25%);
- гиперкифоз и гиперлордоз. У позвоночника два вида изгибов — кифоз (части позвоночника выгнуты назад — грудной и крестцовый отделы) и лордоз (части позвоночника выгнуты вперед — шейный и поясничный отделы). Гиперкифоз, или синдром круглой спины, — сутулость, встречается почти у 65% детей. Самый частый вид искривления у детей — гиперлордоз поясницы. Таз сильно выступает назад, а живот, даже при отсутствии лишнего веса, выдается вперед. Встречается почти у 72% детей.
Не только позвоночник в этом возрасте страдает от нехватки физической нагрузки. При любых нарушениях положения стоп или их деформации создается ударно-волновая нагрузка на позвоночник и внутренние органы, что может приводить к очень неприятным последствиям. Необходимо правильно подбирать нагрузки и обувь, особенно при занятии спортом.
Важно поддерживать и мобильность суставов. Есть два основных типа нарушений при нехватке физической активности:
- гипермобильность суставов, вызывается чрезмерной подвижностью. Чаще всего при этом происходит неестественный прогиб в области коленей. Это ведет к нарушению двигательных функций и воспалению суставных сумок, нарушается осанка;
- гипомобильность, или уменьшение подвижности суставов. В этом случае дети не могут в наклоне дотянуться до пола, суставы неподвижны, возникает проблема со здоровьем связочного аппарата.
Фитнес для детей 7–12 лет
В этом возрасте формируется гормональный фон ребенка, начинается полноценное половое созревание. Так как гормональный фон любого человека тесно связан с физической активностью и весом, без правильно организованного фитнеса не обойтись.
Физическое развитие в этот период также важно для дальнейшего функционирования опорно-двигательного аппарата и формирования обмена веществ в организме. Поэтому урокам физкультуры в школах отводится определенное количество часов.
Контроль нагрузок обязателен, количество тренировок при отсутствии противопоказаний — не менее трех в неделю.
Какие виды спорта подойдут для поддержания физического и психического здоровья ребенка (согласно рекомендациям Всемирной ассоциации спорта и Олимпийского комитета):
- работа в тренажерном зале с собственным весом;
- плавание;
- командные игровые виды (баскетбол, волейбол, хоккей, футбол);
- спортивная гимнастика.
Особенности фитнес-программ для детей 7–12 лет:
- важно следить, чтобы ребенок выполнял упражнения с собственным весом без дополнительного отягощения. Со временем можно увеличивать нагрузку свободными весами, предварительно обсудив это с детским фитнес-тренером;
- соотношение нагрузок с собственным весом и упражнений на тренажерах — 70:30;
- исключение осевой нагрузки на позвоночник. Выполнение упражнений только в положении сидя и лежа. Важно, чтобы была опора для спины — спинка скамьи или стойки;
- не следует гнаться за рекордами и использовать тяжелые веса, с которыми ребенок не может выполнить более 12 повторений. Оптимальное количество повторов в одном подходе — 15.
Для развития координации и равновесия используйте разные вариации упражнений: приседания, выпады, отжимания с разной постановкой рук и различные комплексы на мышцы пресса.
Фитнес для детей 13–17 лет
В этом возрасте на первый план выходят гормоны. Качели метаболизма могут превратить худого мальчика в подростка с избыточным весом, и наоборот.
Контроль физической активности в этот период имеет свои особенности:
- от работы с собственным весом плавно переходим к работе со спортивным инвентарем. Осевую и компрессионную нагрузку на позвоночник максимально ограничиваем, но не исключаем нагрузку в поясничном отделе для создания мышечного каркаса в этой области;
- можно добавлять базовую многосуставную нагрузку с малыми и средними весами, не менее 12 повторов. К базовым упражнениям относятся становая тяга, присед со штангой и жим лежа и стоя;
- для девочек важна нагрузка на мышцы таза и нижние конечности, рекомендуется развивать бицепс бедра, среднюю и большую ягодичную, мышцы отведения и приведения бедра и квадрицепс. Цель — обеспечить максимальный приток крови к органам малого таза и развить в этой области скелета максимальную подвижность. Это обеспечит здоровое половое развитие и существенно облегчит в будущем как течение беременности, так и роды;
- мальчикам важно развивать грудную клетку, плечевой пояс и диафрагму, задействовать глубокие мышцы спины, круглые и ромбовидные мышцы спины и лопаток.
Пищевые добавки для детей
Помимо адаптации организма ребенка к физическим нагрузкам важно уметь противостоять неблагоприятному влиянию внешнего мира.
Выбросы от заводов, гаджеты, истончение озонового слоя и повышенная радиация, ухудшение качества еды, воды, вирусы с разными штаммами, нехватка физической активности, стрессы, разные химические соединения — все это влияет на усвоение организмом витаминов и минералов. Продукты питания не всегда содержат достаточное количество необходимых для поддержания здоровья веществ.
Эти приводит к дефициту полезных веществ и в организме ребенка. Отчасти решить такую проблему можно с помощью добавок, которые советуют эксперты МИИН:
- витамин D. У 85–90% детей отмечается нехватка этого витамина. Он отвечает за состояние иммунитета, снижение воспалительных процессов, обмен веществ, усвоение кальция, фосфора, работу нервной системы и мышц, процессы свертывания крови, роста клеток и расхода энергии;
- магний. При его дефиците у ребенка может появиться раздражительность, утомляемость, апатия, беспокойство, бессонница, ухудшение памяти, потеря аппетита, рассеянность и забывчивость. Проявляется подергиванием мышц, дрожью в теле мышечными судорогами, тиками, плаксивостью и так далее;
- витамин С. Один из главных антиоксидантов, участвует в выведении токсинов из организма, отвечает за иммунитет, помогает при заживлении ран, развитии соединительной ткани и суставов, борьбе со стрессами;
- йод. Дефицит вызван в том числе низким потреблением морепродуктов. Регулирует обмен веществ и работу щитовидной железы;
- омега-3. Обеспечивает функционирование нервной и сердечно-сосудистой систем, укрепляет сердце и кровеносные сосуды, придавая им хорошую эластичность. Способствует укреплению иммунной системы, подавляя воспалительные процессы в организме. Важна для состояния костей и мышц, улучшает качество волос, ногтей и кожи.
Чтобы определить нужную дозировку всех витаминов, следует обратиться к детскому нутрициологу.
Итоги и выводы
Физическое развитие детей — сложный и многогранный процесс. Учитывая возрастные особенности, можно помочь ребенку полноценно развиваться с помощью сбалансированных физических нагрузок, качественного питания, поддержания гормонального фона, соблюдения режима сна, психологической поддержки.
Хотите узнать, как с помощью коррекции питания и образа жизни помочь детям при аденоидах, аллергии, атопическом дерматите, слабом иммунитете, как улучшить работу ЖКТ? Регистрируйтесь на практический вебинар «Ключ к здоровью вашего ребенка» — и получите гайд «Как настроить детский сон».
Список литературы:
- Информационный бюллетень по результатам исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» HBSC 2013/2014 гг.
- https://www.who.int/news/item/24-04-2019-to-grow-up-healthy-children-need-to-sit-less-and-play-more
- https://apps.who.int/iris/handle/10665/311664
- «Moving Medicine for Children Working Group» Correspondence to Professor Paul Dimitri, Paediatric Endocrinology, Sheffield Children's NHS Foundation Trust, Sheffield S10 2TH, UK
- «Physical Activity and Cognitive Functioning of Children: A Systematic Review». Ilona Bidzan-Bluma. Int. J. Environ. Res. Public Health 2018, 15(4), 800
- Изображение от prostooleh на Freepik
Читайте также